Свежие комментарии

    79. Естественное и позитивное право.

    Профессиональное самоопределение в отечественной и зарубежной психологии. Особенности старшего школьного возраста и профессиональное самоопределение как процесс. Эмпирическое исследование личностных особенностей старшеклассников, осуществивших и не осуществивших выбор будущей профессии.


    1. Теория естественного права (юснатурализм). Недостатки теории: 1) Изучает право не так, как оно реально существует (нормы, действующие в обществе), а так, каким оно должно быть (идеалы, оторванные от конкретно-исторического общества). В рамках данной теории существует ряд направлений: 1. Различают теологическое (неотомистское) направление и светское. Право — это совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке.

    Выдвинута идея о том, что право исходящее от государства является объективным, а основанные на нем права личности и групп — субъективным правом. Нравственные категории, оценка нормы с позиции хорошего и плохого, справедливого и несправедливого, не входят в содержание права. 2) Нормативизм или чистое учение о праве Ганса Кельзена.

    Эта теория стремится описать право таким, как оно есть в чистом виде, не занимаясь его оправданием или критикой. В предмет изучения науки о праве включаются только вопросы, связанные с разработкой эффективной системы норм права, иерархической связи между нормами, юридической техникой.

    Позитивная ответственность в праве Позитивная ответственность, отнюдь, не тождественна обязанности. 3. ПРАВО И МОРАЛЬ В предыдущей главе было показано, что аура легитимности, окружающая авторитет права, в значительной степени ассоциируется с верой в моральный долг повиноваться закону.

    79. Естественное и позитивное право.

    Цель данной главы — исследовать эту взаимосвязь более полно и обобщенно. 5. Психологическая теория права. (А.М. Рейснер, Л.И. Петражицкий). Это так называемый широкий подход к праву. В рамках этого направления отдельные ученые наряду с нормами и правовыми отношениями включают в право правовое сознание.

    3.6.4. Право на индивидуальность 1. Из истории о естественных правах человека Естественные права человека — вопрос не новый для истории цивилизации. ПОЗИТИВНАЯ И НЕГАТИВНАЯ СВОБОДА Другим различием, которое особенно подчеркивается в последнее время, является различие между так называемой «позитивной» и «негативной» свободой.

    9. ПРАВО И ОБЩЕСТВО Как естественно-правовая школа, так и ее основные оппоненты, позитивисты, в значительной степени разделяли индивидуалистический взгляд на человеческое общество. Определение профессионального самоопределения, особенности и этапы протекания данного процесса у школьников.

    Экспериментальное изучение влияния престижности профессии на профессиональное самоопределение школьников. Развитие профориентации в зарубежных странах и отечественный опыт. Психологическое сопровождение старшеклассников при выборе профессии. Психолого-педагогическая характеристика тревожности и особенности профессионального самоопределения старшеклассников.

    Изучение проблемы профессионального самоопределения старшеклассников

    Мотивация выбора профессии, вековые этапы профессионального самоопределения и факторы, влияющие на него. Семь шагов для верного выбора профессии. Исследование психологических особенностей старшеклассников и влияния рекламы на определение специальности. Теоретические основы и особенности самоопределения старшеклассников. Влияние социально-экономических условий, межличностных отношений, возрастных и профессиональных кризисов на процесс выбора профессии.

    О нигилизме и интеллигенции

    Профессиональная ориентация — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. Общая характеристика проблемы профессионального самоопределения личности. Основные принципы и условие оптимального выбора профессии. Проблемы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации приобрели в настоящее время особую актуальность.

    Профессиональное самоопределения возникает как психологическое новообразование в юношеском возрасте. Выбор профессии есть замечательное сочетание трех параметров — «хочу», «могу» и «надо». И когда это происходит, то мы имеем то, что чаще всего называется призванием, созвучным потребностям окружающих, общества, государства.

    § 3. Исторический процесс и его формы

    В данном случае речь идет о личностном самоопределении (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, И.С. Кон, В.Ф. Сафин, Шавир П.А., А.В. Мудрик). В рамках данного подхода рассматривается профессиональное самоопределение в юношеском возрасте (Митина Л.М., М.Р. Гинзбург).

    Это, в первую очередь, разработки таких ученых, как: Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, П.А. Шавир, С.Н. Чистякова, Е.И. Головаха и многих других. С точки зрения деятельностного подхода в психологии развитие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта. Становление профессионала возможно лишь в результате единства развития, как профессионализма, так и личностного развития.

    В психологической литературе по проблеме профессионального самоопределения существует множество точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и двусторонностью самой ситуации выбора профессии.

    При этом смысл самоопределения П.Г. Щедровицкий видит в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении переосмысливать собственную сущность. В общем же виде профессиональное самоопределение понимается автором «как деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда». Если процесс самоопределения составляет основное содержание развития личности в годы ранней юности, то формирование профессиональной направленности образует основное содержание самоопределения.

    Процесс профессиональной направленности и самоопределения личности в психолого-педагогической литературе. Динамика профессионального самоопределения состоит в изменении отношения к себе и изменении критериев этого отношения.

    Читать еще:

    Comments are closed.