Свежие комментарии

    Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории-1

    Способ производства — это единство производительных сил и производственных отношений. Далее рассмотрим формационный и цивилизационный подходы (таблица, кратко описывающая их, будет приведена в завершении статьи). При изучении истории полезно применять разнообразные подходы — формационный, цивилизационный, культурологический, социологический и другие. И в данный момент это, по всей видимости, это должен быть формационный подход, потому как он позволяет понять закономерности исторического развития.

    Производительные силы включают в себя предмет труда, средство труда и человека. И соответственно меняют друг друга различные социально — экономические формации. Сколько авторов — столько и трактовок этого понятия. И следовательно эти авторы выделяют разное количество цивилизаций, по разному классифицируют государство. С начала 90-х годов наблюдалось стремление «избавиться» от формационного подхода и всего, что касается марксизма.

    Сами по себе эти подходы не являются плохими или хорошими. Каждый из них имеет и плюсы и минусы. И оба этих похода имеют право на существование. Если с помощью этих подходов изучается история, публикуются монографии и статьи, написанные с применением этих походов — это хорошо. Плохо другое. Неправильным оказалось внедрение цивилизационного подхода в школе без должной подготовки.

    История — явление многогранное и изучать её необходимо со всех сторон. При преподавании в школе целесообразно остановиться на каком -то одном подходе. Оно наиболее часто употребляется в современной науке и публицистике и происходит от латинского слова «civilis», что означает «государственный, гражданский, политический».

    Формационный подход к историческим явлениям

    Таким образом, понятие «цивилизация» имеет два основных значения: как отдельное общество и как стадия зародившегося в древности и продолжающегося в настоящее время развития человечества. Теория локальных цивилизаций изучает исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. Экономический, социально-политический механизмы, научно-технический, образовательный и культурный потенциалы устаревают.

    В итоге цивилизация полностью исчезает. Таким образом, общей истории у человечества нет. Ни одна существующая цивилизация не может гордиться тем, что представляет высшую точку развития в сравнении с ее предшественницами. Сюда же относятся такие древние цивилизации, как шумерская, вавилонская, египетская, эллинская и цивилизация майя. Кроме того, существуют второстепенные цивилизации.

    Они имеют тенденцию к распространению путем подчинения и ассимиляции других обществ. В теории мировой, общечеловеческой цивилизации выделяются ее отдельные стадии (этапы). Источником развития общества считаются противоречия между производительными силами и производственными отношениями, разрешающиеся в ходе социальной революции. Согласно этой теории человечество в развитии проходит ряд стадий (формаций), каждая из которых отличается свои базисом и соответствующей надстройкой.

    Стадии первобытного общества, рабовладельческого общества и феодального общества соответствуют аграрной цивилизации. В формационной и общецивилизационной теориях на первый план выходят общие для всего человечества законы развития, в теории локальных цивилизаций — индивидуальное разнообразие исторического процесса.

    Это позволит упорядочить весь материал, накопленный исследователями, и создать эффективные описательные модели. В течение продолжительного периода применялись субъективистские или объективно-идеалистические методы изучения истории. В соответствии с этим, ошибки либо, наоборот, умные расчеты провоцировали то или иное событие.

    Тем не менее, формационный подход объяснения и познания имеет и минусы. Его базой является формационный подход к истории. Анализ общества с позиций теории общемировой цивилизации близок к формационному подходу, сформированному в рамках марксизма. Исследование истории общества на основе этого понятия получило название цивилизационного подхода к анализу человеческой истории.

    Читать еще:

    Comments are closed.