Свежие комментарии

    Характер в подростковом возрасте

    Разумеется, формирование характера не начинается и не заканчивается в этом возрасте. Известно, что характер формируется и изменяется в течение всей жизни человека. И в старшем школьном возрасте, возрасте ранней юности, продолжается весьма интенсивное формирование характера. Тем не менее подростковый возраст, в отличие от дошкольного и младшего школьного,— это возраст, когда формирование характера приобретает/заметное Место в общем процессе развития.

    Подросток отстаивает свои взгляды и суждения, добиваясь того, чтобы взрослые считались с его мнениями. Далее подросток отдает себе отчет в том, что его знания, навыки и умения становятся значительно более обширными, кое в чем в этом отношении он начинает превосходить взрослых. Вот что говорил нам в откровенной беседе пятнадцатилетний мальчик: «Я и сам теперь довольно взрослый и терпеть не могу покровительственного отношения и назидательного тона взрослых.

    При чередовании тех и других подросток иногда очень быстро переходит от неуверенности к самонадеянности и наоборот. Если его энергия, активность не находят правильного выхода, то они проявляются в озорстве, шалостях, лихачестве, возне, беготне, а нередко приводят и к более тяжелым случаям нарушения дисциплины.

    Неизбежная внутренняя перестройка организма в этих условиях происходит спокойнее, «мягче», а ее внешние проявления малозаметны и- несущественны. Незаурядную настойчивость подростки способны проявить и в учебных делах. «Я плохо чертил,— пишет пятнадцатилетний школьник,— и решил выправить свой недостаток.

    И в большом и в малом способны подростки проявлять волю, особенно если достижение цели имеет для них «принципиальное» значение. Наряду с этим воле подростков свойственны черты, свидетельствующие о том, что она еще находится в стадии развития и укрепления. В этих случаях подростки не видят связи между различными видами своей деятельности. В большинстве случаев настойчивость подростков является еще незрелой, что выражается в неумении достигать поставленной цели во всех видах деятельности.

    Характер в подростковом возрасте

    Исследование А. В. Полтева). Как правило, подростки этой группы в первую очередь выполняют учебные задания, а потом занимаются другими делами. Вторую группу составляют подростки, проявляющие систематическую настойчивость только в учении. Причина этого часто лежит в неправильном поведении родителей, которые требуют от подростков хорошей успеваемости и ничего больше. Подростки со слабым развитием настойчивости в учебной работе могут проявлять настойчивость в других видах деятельности, не связанных с учением, по отношению к которым они имеют стойкие интересы.

    Когда формируется характер?

    Это проявляется в импульсивности подростков, их нетерпеливости, несдержанности. Нужно помнить о том, что даже только родившийся ребенок — это не чистый белый лист, на котором можно «написать» любой характер. И родитель — это не третейский судья, чтобы определять, какие черты характера являются исключительно положительными, а какие — нежеланными для его ребенка.

    Типология характеров

    Навязывая ребенку не присущие ему самому качества, родители как будто убеждают его в том, что такой, какой есть, ребенок им не нужен, подчеркивают свое непринятие. Воспитание, а особенно формирование характера — невероятно сложный процесс, требующий большой интуиции и доверия к своему малышу. Но прежде чем выстраивать свою педагогическую стратегию, нужно уяснить для себя очень непростой вопрос: а что это такое — характер?

    В силах ли человек самостоятельно изменить свой характер?

    Но, пожалуй, чаще всего «просвещенные» мамы и папы, отвечая на вопрос о характере ребенка, говорят о его темпераменте: «Он у нас сангвиник (или меланхолик, или холерик, или флегматик)».

    Более значительное развитие волевые черты приобретают уже в юношеском возрасте (16—20 лет), но и тогда еще нельзя говорить об окончательно сложившихся волевых чертах характера. Именно поэтому, чем младше ребенок, тем больше его поведение и черты характера будут определяться возрастными, а не личностными характеристиками. Принимая во внимание темперамент ребенка, мы не должны забывать, что есть и другие факторы, которые также влияют на формирование характера.

    Читать еще:

    Comments are closed.