Свежие комментарии

    Однако среди глухих имеются также учащиеся(10-15%) со значительным отставанием в развитии словесно- логического мышления по сравнению с тем, что наблюдается у большинства глухих

    Однако среди глухих имеются также учащиеся(10-15%) со значительным отставанием в развитии словесно- логического мышления по сравнению с тем, что наблюдается у большинства глухих. Глухие дети более тонко дифференцируют оттенки цветов.

    Процесс всякого познания начинается с ощущений и восприятий. Исследования показывают, что у значительной части глухих детей(около 40%) имеются те или иные остатки слуховых ощущений. Иногда они значительны и могут быть использованы в процессе обучения. В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий у глухих особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия.

    Рисунки глухих детей содержат больше частностей и деталей, чем рисунки слышащих сверстников. Глухим детям труднее даются рисунки, которые выражают пространственные отношения.(Л.В.Занков, И.М.Соловьев). У глухих детей потеря слуха отрицательно влияет не только на двигательные ощущения артикуляторного, но и на двигательные ощущения дыхательного аппарата.(И.М.Соловьев, Ф.А.Рау). Может быть, именно поэтому глухим детям так трудно дается овладение некоторыми спортивными и трудовыми навыками, требующими тонкой координации и равновесия движений.

    У глухих детей обнаруживаются значительные индивидуальные различия в развитии их мышления

    Осязательные ощущения(ощущения тактильные, температурные, двигательные) у глухих детей младшего возраста развиты плохо.(И.М.Соловьев). По данным этого исследования с использованием тактильно- вибрационных ощущений речь глухих значительно улучшилась, и ее понимание посторонними лицами увеличилось на 38% по сравнению с прежним.

    Запоминание и воспроизведение слов, предложений и рассказов глухими детьми

    Путем длительных упражнений ему удалось добиться восприятия глухим с помощью тактильно- вибрационных ощущений ритма речи, ударений, дифференцации гласных, звонких и глухих согласных. Резкое удлинение зрительной реакции у глухих к обеденному перерыву и к концу дня связано с наступлением общего утомления организма, т. е. снижается функциональное состояние нервных центров.

    Глухие дети в условиях преднамеренного запоминания могут пользоваться рациональными логическими приемами запоминания.(Л.В.Занков, Д.М.Маянц). Д.М.Маянц обнаружила, что в процессе воспроизведения запомнивших слов у слышащих и глухих одно слово заменяется другим, близким по смыслу.

    В одном исследовании Д.М.Маянц изучала особенности запоминания глухими школьниками слов разных грамматических категорий. Для глухих школьников представляет большую трудность точное запоминание слова в определенной грамматической форме.(И.М.Соловьев, Е.И.Обозова).

    Ступенчатый характер возрастания запоминаемого материала(И.М.Соловьев).Особенности словесной памяти глухих находится в прямой зависимости от замедленного темпа их встречного развития. Понимание пословиц и поговорок глухими. Глухие дети длительное время продолжают оставаться на ступени наглядно- образного мышления, т.е. мыслят не словами, а образами, картинами. В формировании словесно- логического мышления глухой резко отстает от слышащего сверстника, причем это влечет за собой и общее отставание в познавательной деятельности.(В.А.Синяк, М.М.Нудельман.

    Кроме того, небольшое число глухих детей(около 15% каждой возрастной группе) по уровню развития словесно- логического мышления приближается к средним показателям слышащих сверстников. Как показали экспериментальные исследования, вначале глухой ребенок словом обозначает лишь определенный конкретный предмет.

    Глухие дети слабо замечают общее, сходное в сравниваемых объектах. Для 9-10-летних детей с н.с. характерно использование более элементарных способов действия, например подражание образцу действия взрослого, копирование его(Н.В.Яшкова). В первые месяцы жизни не так легко бывает отличить глухого от слышащего ребенка.

    И чем старше такой ребенок, тем больше он отстает в речевом развитии от слышащего

    И чем раньше начнется работа по формированию и развитии речи, тем лучше будут результаты в этом направлении. Первые слова и предложения при классическом обучении даются глухим для общего восприятия в письменной форме на карточках. Письменная речь, несмотря на трудности, имеет для глухого некоторые преимущества перед устной, поскольку она не требует наличие слуха, а воспринимается с помощью зрения. У глухих детей затруднено планирование излагаемого материала.

    Глухие дети менее социальны зрелы(адаптированы в обществе), чем их слышащие сверстники

    Отмечаются трудности в понимании письменной речи глухими детьми(Н.Г.Морозова, А.Ф.Понгильская). Глухие школьники старших классов могут достигнуть лишь первой и второй ступени понимания текстов. Было обнаружено, что при мыслительных операциях у глухих возникали импульсы не только в артикуляторном аппарате, но и в мышцах рук, пальцев.

    Однако у глухих детей замены редко бывают полноценными

    В мимике, вследствие образности и конкретности мышления глухого ребенка, на первом месте стоит подлежащее, на втором – дополнение и лишь на третьем – сказуемое(Мальчик яблоко кушает). Отставание в овладении речью приводит к ограниченности социальных контактов неслышащих детей, появление фрустрации у них и их родителей.

    Глухие и слабослышащие дети младшего школьного возраста адекватнее всего оценивают свою учебную деятельность

    Из-за того, что окружающие иначе относятся к глухому, чем к слышащему, у него возникают и закрепляются специфические черты личности. Представление глухих детей о самих себе часто бывают неточными, для них характерны преувеличенные представления о своих способностях и, об оценке их другими людьми.

    Первые его проявления отмечаются уже у детей двух- трех лет при нормальном развитии их личности. Большинство глухих старшеклассников с уважением относятся к труду педагога. Как отмечает исследователь, на ребенка влияют не столько сами взаимоотношения, сколько то, как они им воспринимаются и оцениваются.

    Глухие школьники не могут передать своими словами прочитанный текст, они связаны с текстом и стремятся к дословному, текстуальному его воспроизведению, причем это им далеко не всегда удается.

    Читать еще:

    Comments are closed.