Свежие комментарии

    Основные виды внимания

    Если в семье все говорят правильно, а няня неправильно, то на речь ребенка это повлиять не должно. Если мы читаем книжки, слушаем грамотную речь, то у нас эти образцы есть, и мы говорим правильно. Есть люди, которые обращают внимание на 5-10 эталонных ошибок, их все знают: ударение в глаголе «звонить», путаница с «одевать» и «надевать» и т.д.


    Логика многих борцов за чистоту речи такова: человек, который любит русский язык, должен обязательно осуждать тех, кто делает ошибки. Это правильно? Есть люди, которые активно недовольны речью окружающих. Это такие воинствующие … даже не знаю кто. Вообще одна из функций литературной нормы и кодификации языка состоит в иерархизации общества. Есть люди, которые ловят еще три дополнительные ошибки. Они указывают на ударение в глаголе «включить», управление глагола «довлеть» и еще на что-то.

    Другое дело, надо помнить о том, что интеллигентность заключена не в том, чтобы не пролить соус, а в том, чтобы не заметить, как это сделает другой. Если мы общаемся для того, чтобы показать собственное величие и место в обществе, то надо указывать, конечно.

    Основные виды внимания

    Но ведь есть люди, которые благодарны за то, что их исправляют. Я по этому поводу рассказываю байку, которую в свое время рассказывал на лекциях лингвист Виктор Александрович Ицкович. Человек выбирает свой круг общения, и следует его установкам, даже если они некодифицированы, непрестижны. Поэтому если человек говорит «звОнит», а вы его поправите, то вы, конечно, его не переделаете. Поправляю детей, потому что детей всегда можно учить, но и то только своих или тех, кто мне близок.

    Кстати, о детях. Сейчас многие готовы расстаться с нянями, если те неправильно говорят. И наоборот. А если про нянь, то я знаю нянь разных национальностей, с разной степенью владеющих русским, замечательно воспитывающих детей, но делающих ошибки. Почему никто из лингвистов не обратил внимание на знаменитое высказывание Елены Ваенги, связанное с делом Pussy Riot, и не возопил, куда катится грамотный мир? Я серьезно.

    Непроизвольное внимание

    Что тут будет влезать какой-то старорежимный профессор из старого советского фильма и начнет указывать, как писать? Это его личное дело и совершенно бессмысленно переучивать. Но подождите, они же пишут это в публичном пространстве, они являются некими примерами для публики. И из-за этого возникают конфликты. Это подчеркивается смайликами, избытком восклицательных знаков и т. п. Поэтому всерьез судить текст в социальной сети по строгим законам русской орфографии и пунктуации не очень корректно.

    Но многие упрекают лингвистов в пассивности, в том, что они ничего не делают и только наблюдают за русским языком и за тем, что с ним происходит, тогда как надо его спасать. Это не совсем верно. Я знаю лингвистов, которые постоянно делают замечания, но их просто не слушают.

    Нет, они не в меньшинстве. Лингвист рекомендует свое, а общество, не обращая внимания, говорит свое. А потом предъявляет претензии лингвисту: «Что же ты не сказал, как надо».Мне такой диалог не очень интересен. Мне интереснее слушать и описывать речь, то, как она меняется.

    Все помнят 5-10 примеров, как не надо, и за ними пристально следят. А то, что за этими пределами, никто и не замечает, хотя происходят любопытнейшие процессы. И это не связано с тем, что появляется некий учитель жизни или учитель языка и бесконечно повторяет, что надо вот так и вот так. От этого речь массы людей не меняется. Вам тут же возразят: как же говорить правильно, если нет людей, которые поправляют?

    Произвольное внимание

    Если человек сам ставит задачу улучшить свой язык, свою речь, то он, как правило, этого добивается. Нет, ну есть педанты-пуристы, которые цепляются абсолютно ко всем ведущим и ловят их на ошибках (тех, кто хорошо говорит, еще приятнее поймать!). В любой речи существуют так называемые лексикомы с рядом особенностей… На дворе двадцать первый век, а до сих пор часто можно услышать чудовищно неграмотную речь. Люди, то ли от природы, не восприимчивы к наукам, то ли от лени, малограмотны.

    Послепроизвольное внимание

    Дело в том, что основы грамотности закладываются в сознание человека с «молодых корней». Первый опыт получения представления о грамотности речи человек получает в раннем детстве. Грамотно говорить и писать жизненно необходимо. Это же относится и к заполнению сайтов, к авторам, которые размещают на них свои статьи.

    А самое главное – изложенные в доступной форме и без ошибок! Эти диагностические критерии включают оригинальное описание этих речевых характеристик Гансом Аспергером, и в результате они признаются врачами, которые проводят диагностическую оценку. Язык ребенка с синдромом Аспергера может включать бросающиеся в глаза способности.

    Но дело в том, что спонтанная речь не может быть абсолютно чистой и свободной от ошибок. Я сказал, что это почти личная переписка, и я не хочу поучать человека, который пишет что-то своим друзьям или поклонникам. И это несмотря на то, что изучение русского языка в школах является одним из приоритетных направлений. То есть первый пример и опыт грамотной речи человек получает от самых близкий — от родителей.

    Читать еще:

    Comments are closed.