Свежие комментарии

    Тема мертвых душ в творчестве Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова. Некоторые аспекты преемственности. Часть шестая

    Развитие мотива бесовства в главе о Ноздреве. В ранних повестях Гоголя отмечены «двусмысленное „мерцание“ реального и ирреального», остающееся «неразрешенным», а также присущая образу героя «мифологическая двойственность»25. В один узел сходятся у Гоголя судьбы России, Церкви и Самодержавия. Сегодня имя Гоголя нередко можно встретить в исследованиях по русской философии и даже истории русской Церкви. В отношении к Императору Петру I Гоголь ближе к Пушкину и М. П. Погодину, нежели к славянофилам.


    Вздумала было на ночь загадать на картах после молитвы, да, видно, в наказание-то Бог и наслал его. Такой гадкий привиделся; а рога-то длиннее бычачьих“. Неслучайно в разговоре с Чичиковым она использует эвфемизмы он и окаянный, что указывает на боязнь «произносить имя демона», откуда и идет «замена „настоящего“ имени демона на „безопасные“ имена»3. Что происходит в бессюжетном сне Коробочки?

    Гадающий «может с помощью сверхъестественных сил получить знаки, в которых „зашифрована“ его будущая судьба», причем подобными знаками «могут быть сновидения»8. Да еще и в период непогоды, когда активность нечистой силы заметно возрастает11. Так, Чичиков, приобретя с возрастом те самые формы, которые узрела Коробочка, «когда он взглянул на себя как-то ненароком в зеркало, не мог не вскрикнуть: „Мать ты моя пресвятая!

    Чичиков не оговаривается, называя себя человеком «без племени и роду» (VI, 36), то есть неизвестного происхождения. Итак, Чичиков, что заметно было уже в раннем возрасте, наделен сверхъестественными свойствами, которыми «могли обладать дети, рожденные от связи женщины с демоном»29.

    Было показано и доказано, что Чичиков «окружен литературными проекциями, каждая из которых и пародийна, и серьезна»42. Самое загадочное произведение Гоголя.

    Символическое сравнение Гоголя. Мотив дороги в поэме. 3. Заключение. Военная тема — ключевая в творчестве А. Твардовского. Всегда, начиная с первых военных дней, в его стихах совершенно отсутствовали фальшивые ноты, высокопарные слова и ура-патриотические настроения. После визита к Коробочке Чичиков остановился в придорожном трактире, заказал поросёнка с хреном и со сметаною и доедал уже последний кусок, когда услышал стук колес подъехавшего экипажа.

    Оба они вошли в трактир, и один из них, чернявый, расставив руки при виде Чичикова, вдруг закричал: «Ба, ба, ба! Какими судьбами?». Чичикову показалось, что даже один бакенбард у Ноздрёва был меньше и не так густ, как другой. Помещик Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять.

    Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была ярмарка со съездами и балами; он уж в одно мгновенье ока был там. Ноздрёв имел сильное пристрастие к картишкам. И что всего страннее, что может случиться лишь на Руси: он через несколько времени как ни в чем не бывало опять встречался с теми знакомыми, которые его тузили.

    Когда они втроём с Мижуевым и Чичиковым приехали в поместье Ноздрёва, хозяин стал показывать им свои владения. Ноздрёв предложил теперь: если Чичиков не хочет карт, можно сыграть под мертвые души в шашки, где ничто не зависит от случая, а лишь от искусства игрока.

    Тема мертвых душ в творчестве Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова. Некоторые аспекты преемственности. Часть шестая

    Те двинулись к гостю с угрожающим видом. Чичиков изрядно перетрухнул, но в решающий момент расправу остановил звук подъехавшей к крыльцу тройки. Ноздрёв стал возражать, что он и в глаза не видал помещика Максимова. Тема «мертвых душ», навеянная гоголевской поэмой о России, занимает важное место в творчестве М.А.Булгакова. Затем «предприниматель» взял в аренду несуществующее предприятие «Пампуш на Твербуле» и значительно увеличил стартовый капитал.

    Но идея возмездия, намеченная Гоголем в «Повести о капитане Копейкине», появляется в фантастическом сне литератора. Выходят коллективные монографии и сборники статей, посвященные философским аспектам мировоззрения и творчества Гоголя. Вместе с тем во многом остается справедливым замечание протопресвитера профессора В. В. Зеньковского, что время «для исторически справедливой оценки Гоголя как мыслителя еще не настало».

    В лекции о багдадском калифе Ал-Мамуне (IХ в. по Р. Х.), на которой присутствовали А. С. Пушкин и В. А. Жуковский (опубл. Историософские взгляды Гоголя отразились в эссе «Жизнь» («Бедному сыну пустыни снился сон…»), посвященном важнейшему событию мировой истории – Рождеству Христову.

    Примечательно, что Оптинский старец Варсонофий истоки религиозности последних лет жизни Гоголя усматривал в его раннем творчестве. В. В.)… и сам он, и все человечество представлялось ему в образе этого бедного сына пустыни. Это состояние человечества изображено и в Псалтири, там народ Божий, алча и жаждая, блуждал в пустыне, ища Града обительного, и не находил.

    В своем «истинно русском ядре», считал Гоголь, это сословие прекрасно, оно является хранителем «нравственного благородства» и требует особенного внимания со стороны Государя.

    Читать еще:

    Comments are closed.