Свежие комментарии

    Энциклопедия обрядов и обычаев (19)

    Тем более, что это не обман, и такие случаи действительно бывают. Дома молиться можно и за крещенных и за некрещеных, но в церкви — только за крещенных. Покойного, как и умирающего, ни в коем случае нельзя было оставлять одного.


    Достаточно широко был распространен саван (в Тульской, Тверской, Владимирской и др. губерниях). Глаза умершего закрывали пятаками из боязни, чтобы он не высмотрел кого-нибудь и не утащил с собой в могилу. Зеркала закрывали, чтобы покойный «не увидел» никого в нем и не увел бы вслед за собой, и чтобы живые не видели в нем отражение гроба с покойным (чтобы не вспоминать и не бояться его потом). После опущения гроба в могилу все целовали образа, а потом ели кутью — непременно каждый три раза; прежде всех подходила к кутье жена, за нею — дети, потом — родственники и все посторонние.

    Особенно знатных и богатых предавали земле иногда только на восьмой день. Тело выносили в холодную церковь, духовенство служило каждодневную литургию и панихиды целую неделю. Кладбища располагались отдельно за городом, но часто хоронили близ церквей в селениях и посадах. Так, и воров, и разбойников, казненных или умерших от ран, хоронили в убогом доме без отпевания. В сороковой день после кончины совершалось погребение царственной особы. Отовсюду стекались в Москву духовные власти, архимандриты и игумены.

    Мы узнали, как по детским рисункам узнать том, что в душе у вашего ребенка.

    Семейные носили скорбное платье цвета черного или синего, и непременно худое и продранное; быть одетым опрятно и прилично в это время считалось неуважением к памяти усопшего. Шляпа — с креповой вуалью, зонтик и веер — черные.

    Траур по родителям принято было носить в течение года, а именно: полгода — глубокий, 3 месяца — обыкновенный и 3 месяца — полутраур. По бабушке и дедушке траур носился всего полгода: 3 месяца — глубокий и 3 — полутраур. Во время траура необходимо было следить не только за своей одеждой, но и за своим поведением. Во время глубокого траура не следовало появляться на концертах, в театре и других увеселениях, а также устраивать у себя дома вечера и приемы.

    Старайтесь сохранить и укрепить у больного надежду на выздоровление. Позднее, когда больной уже хоть частично принял неизбежное, можно и нужно говорить с ним открыто. Больной может умереть, когда вас не будет рядом, и вы потом станете упрекать себя. Говорите с ним, даже если кажется, что он вас не слышит или не понимает. Не призывайте больного стойко переносить угнетающую правду и боль, быть сильным и смелым.

    Не обижайтесь и не сердитесь. Постарайтесь обеспечить умирающему исповедь и причастие. Елеосвящение может быть повторено над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же болезни.

    Больного или умирающего исповедуют и причащают. При этом необходимы искреннее сердечное раскаяние и твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Иисуса Христа и надежда на его милосердие. Священник берет стручок и, окунув его в елей, помазывает больному лоб, щеки, губы, грудь и руки, а после обтирает их ватой или тряпками.

    А можно так: в левую руку — крест, а на грудь усопшего — Святой образ. Перед положением умершего в гроб тело и гроб извне и внутри кропят святою водою. На лоб кладут венчик. В храме гроб с телом ставят посреди церкви лицом к алтарю, и по четырем сторонам гроба зажигают светильники. После службы отпевания родные и близкие обходят гроб с телом, в последний раз целуют умершего (венчик на голове или икону на груди).

    Запрещается Православной Церковью и музыка при совершении погребения. Это объясняется тем, что музыка, не имеющая места в православном богослужении, не должна употребляться и при совершении этого религиозного обряда.

    На девятый день после разлучения с телом она вновь предстает перед Богом. И оставшиеся на Земле благодаря своим молитвам вновь выступают в рол и «адвокатов». Если же самоубийца до своей смерти находился под наблюдением врача и совершил этот поступок в невменяемом состоянии, нужно принести документ, свидетельствующий о его болезни.

    «Читаем» ребенка по его рисункам

    Часто женщин хоронили в «венчальной» одежде или рубашке, которую они для этой цели хранили всю жизнь, но обычно «смертное» готовилось заранее. До сих пор жив обычай не мести пол в доме, пока там покойник.

    Рано или поздно, своя или чужая, смерть приходит в каждый дом. И, как правило, мы оказываемся к ней совершенно не готовы

    Чтобы мертвецы не выходили из могил и не бродили вокруг жилищ, их связывали. Также до нашего времени сохранился обычай закрывать в доме, где лежит покойник, все зеркала плотным, желательно черным полотном. Хоронили, как правило, днем. Но «вынос» совершался за полсуток до похорон, к вечеру, чтобы в последнюю ночь покойный пробыл бы в церкви.

    Будет лучше, если вы просто посочувствуете ему, даже при том, что это может вызвать слезы. С течением болезни больной может стать раздражительным и капризным

    Нести гроб на руках было знаком уважения к умершему. Эти дровни оставлялись на погосте или в поле, или в лесу. Все сопровождавшие гроб шли с зажженными свечами, обвязав платком головы. После выноса покойного на улицу оставшиеся дома женщины мыли полы. Некоторые считали необходимым вымыть даже стены, лавки и всю посуду.

    По церковному уставу, для совершения этого ритуала требуется семь священников (Собор семи священников), но в современных условиях соборование дозволено совершать и одному

    По понятию русских, место для кладбища было свято, и тревожить прах мертвых считалось преступлением. В глубокой древности существовал обычай хоронить покойников под порогом жилища.

    В них хоронили вообще отверженных, которые не считались достойными погребения на кладбище. Особенно пышно проходили похороны членов царской семьи. Вот что говорит Костомаров Н. И. (1817-1885). Множество народа толпилось за гробом, без чинов и различия достоинства. Прощание с царственными особами не происходило при опущении гроба; с ними прощались ближние прежде, при вносе в домашнюю церковь после кончины.

    Православной Церковью установлено поминать умерших родных и близких в каждую субботу недели. Многие, утверждает Церковь, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. Убогие дома существовали не только в Москве, но и в других местах.

    Читать еще:

    Comments are closed.